Search This Blog

Tuesday, June 20, 2023

Садханаунга и садхана (Sádhanáuṋga & sadhana)

Baba

Садханаунга и садхана (Sádhanáuṋga & sadhana)

Баба

Намаскар,

В этом письме рассматриваются некоторые ключевые особенности третьего и пятого уроков Ананда Марга садханы, в том числе как эти два урока можно больше внедрить в повседневную жизнь.

Каждая свободная минута для духовных практик

Жизнь садхаки динамична. Есть множество мирских дел и земных обязанностей: работа, путешествия, социальное служение, встречи, ведение хозяйства, семья, питание и т.д. Кроме того, извечное указание Бабы - проводить максимум времени в духовных занятиях: садхане, киртане и т.д.

Здесь приводится сводка из идеологии Ананда Марги: Если у вас есть хотя бы одна минута времени, делайте киртан в течение этой одной минуты... ваша садхана достигнет вершины духовной реализации. (1)

Таким образом, мы можем понять, что основной акцент Баба делает на том, что необходимо уделять максимум времени духовной практике, несмотря на загруженность мирскими делами. По сути, нам следует заниматься садханой всегда и везде, где только возможно, поскольку это возвысит нас до вершины человеческой славы. Ниже приведены некоторые рекомендации о том, как увеличить время медитации, несмотря на напряженный и часто непредсказуемый распорядок дня.

https://anandamargauniversal.blogspot.com/

Когда мы не можем петь (после еды)

Помимо отдельно отведенного времени для двух медитаций, часто в течение дня у нас появляются свободные минуты, которые можно использовать для духовной практики. К примеру, иногда мы посещаем конференцию или собрание, и перед началом выступления у нас может быть свободная минута или даже две.

В других случаях мы можем сидеть и ждать друга или коллегу. Или это может произойти во время короткого перерыва в посевном периоде. Неизменно у нас образуются кармашки свободного времени, которые можно использовать для духовных мгновений. Вопрос в том, какую практику следует выполнять, когда, и как лучше использовать эти небольшие кармашки времени. Киртан - это идеальный способ одухотворить множество небольших кармашков времени. И Баба направляет нас в этом.

Здесь приводится сводка из идеологии Ананда Марги: Вместо того, чтобы тратить время на сплетни, на бесполезные пустые занятия, вам следует петь киртан, пусть даже две минуты или пять минут, всякий раз, когда у вас есть возможность... Поэтому пойте киртан, воспевайте киртан, всегда и везде, где это возможно. (2)

Поэтому киртан - идеальный способ заполнить пустоты в течение дня. Однако не все время благоприятно для пения киртана или Прабхат Самгита - например, в определенных общественных местах или там, где мы должны вести себя тихо, в таких как библиотека, исследовательский центр и т.д. Духовные воспевания не всегда возможны, но в таких обстоятельствах можно выполнять мантра-джапу или короткую дхьяну.

Можно подумать, что в другое время, например, после еды или легкой пищи и т.д., делать садхану - не лучший вариант. Хорошо известно, что садхану лучше всего выполнять натощак - это самый подходящий вариант. Тем не менее, когда у нас появляется свободное время после недавней трапезы, даже в этом случае есть два урока, которые можно практиковать надлежащим образом. Этому аспекту и посвящено данное письмо.

Когда третий и пятый уроки являются самыми подходящими

Несмотря на принятую пищу, третий урок (таттва-дхарана) и пятый урок (чакра-шодхана) все еще можно практиковать. В этом заключается одно из уникальных особенностей этих двух уроков. Конечно, это не значит, что нужно специально планировать прием пищи, а затем идти выполнять 3-й и 5-й уроки.

Напротив, иногда мы оказываемся в обстоятельствах, подходящих для выполнения садханы, даже когда мы просто поели. Например, после еды человек едет в поезде и у него нет другой работы, или он сидит и ждет кого-то, он может пойти на компромисс в выборе позы для садханы, поскольку у него не было возможности как следует отдохнуть после еды. Тогда хорошо будет сделать полусадхану (повторение Ишта мантры) после еды; основная причина в том, что обычно после еды человек часто засыпает, если он делает полноценную садхану. Если в некоторых случаях у садхаки есть некоторое время после еды, и он хочет использовать это время для садханы, то он может выполнить 3-й и 5-й уроки, потому что в них садхака не уснет.

Когда после еды появляется свободное время, то очень хорошим вариантом будет сделать 3-й и 5-й уроки, чтобы наилучшим образом использовать это время. Таким образом, разум станет свежим, и человек сохранит психическое равновесие. И третий, и пятый уроки наполнены духовной шакти - они поддерживают тело и разум в живом энергичном состоянии.

Дневник старшего ачарьи дает очень четкие и ясные пояснения в отношении практики и техники визуализации этих двух уроков - а также использования мантры. Если вы не знаете об этих различиях, то обязательно обсудите это с вашим ачарьей или поговорите с ориентированным на садхану WT (wholetimer) в вашем районе. Знание правильной техники позволит вам, по Его милости, лучше практиковать как 3-й, так и 5-й урок. И эти уроки уникальны тем, что даже после еды их можно практиковать.

Несомненно, 1-й и 6-й уроки являются основными уроками медитации в нашей системе сахаджа йоги Ананда Марги, однако после принятия пищи практиковать эти уроки нелегко. Человек часто чувствует сонливость и вялость и не может сосредоточиться надлежащим образом. В этом случае лучшим вариантом будет сделать 3-й или 5-й урок. Потому что даже с пищей в желудке можно практиковать и 3-й, и 5-й уроки. Это один из способов максимально использовать свой день для садханы. Если человек не обременен тем, что недавно принял пищу, то, естественно, он может выбрать любой урок медитации, который ему нравится.

https://anandamargauniversal.blogspot.com/

Уникальные аспекты третьего и пятого уроков

Главная суть заключается в том, что третий и пятый уроки помогают зарядить ум и одухотворить существование человека. Таким образом, в силу жизненных обстоятельств - например, недавно приняв пищу и т.д., когда человек не может выполнять один из более продвинутых уроков, таких как Ишвара Пранидхану и Дхьяну, то выполнение 3-го или 5-го урока будет отличным использованием времени. Когда у нас появится больше времени или когда тело будет лучше подготовлено к медитации, тогда мы сможем выполнить другие уроки.

Если мы будем делать 3-й и 5-й уроки несколько раз в течение дня, это будет поддерживать разум собранным и сделает все остальные уроки лучше. Таким образом, даже выполняя 3-й и 5-й уроки в течение дня, следует быть бдительным, садиться дважды в день со спокойным умом и пустым желудком и выполнять все наши уроки садханы. Садхана, безусловно, улучшится.

Основное внимание здесь уделяется тому, как наилучшим образом одухотворить свою жизнь и уделять максимальное возможное количество времени для садханы, несмотря на сложные графики и напряженную жизнь. В многочисленных беседах Садгуру Баба наставляет нас, что садхана - это главное стремление и венец человеческой жизни.

Садхана и садханаунга

Далее следует сделать различие между садханой и садханаунгой. Первый урок (Ишвара Пранидхана) и шестой урок (Дхьяна) являются нашими главными уроками садханы, поскольку они оба подводят нас к Цели. С помощью первого урока человек достигает савикальпа самадхи - освобождения или мукти. А с помощью шестого урока можно достичь той самой вершины: нирвикальпа самадхи - спасения или мокши.

Здесь приводится сводка из идеологии Ананда Марги: Ишвара пранидхана является более эффективной практикой для достижения савикальпа самадхи, поскольку во время Ишвара Пранидханы разум временно концентрируется в состоянии экаграбхуми (четвертая стадия ментального развития - состояние однонаправленности разума). Какое бы малое количество Я-чувства ни сохранялось, оно может быть окончательно отброшено с помощью практики Дхьяны. Асампрагьяната-самадхи [нирвикальпа-самадхи] достигается после полного устранения Я-чувства. (3)

По этой причине, когда ум сосредоточен и наполнен вибрацией, следует уделять максимум времени этим урокам - особенно Дхьяне. Однако существует множество практик, которыми мы занимаемся, чтобы подготовить разум к медитации, например: воспевание киртана, пение Прабхат Самгитов, духовные беседы и т.д. Кроме того, в нашей системе сахаджа-йоги есть множество уроков, которые на самом деле являются вспомогательными уроками садханы, или ветвями садханы. И они известны как "садханаунга".

Здесь приводится сводка из идеологии Ананда Марги: Концентрация - это главная садхана, это главная интуитивная садхана. Но есть определенные вспомогательные садханы. Например, асаны и пранаяма - это вспомогательные средства. Они не являются садханой, они называются "садханаунга". (4)

И третий, и пятый уроки относятся к этой категории садханаунги, наряду с пранаямой. Причина в том, что эти уроки поддерживают практику первого и шестого уроков. Эти вспомогательные уроки являются строительными блоками садханы и неотъемлемой частью выполнения высшей медитации.

Жизнь - это духовная садхана

Здесь приводится сводка из идеологии Ананда Марги: Мудрые практикуют Дхарма Садхану с самого младенчества, потому что человеческая жизнь редка, и еще более редка человеческая жизнь, доведенная до совершенства через садхану. (5)

Ананда Марга Чарьячарья гласит: "Жизнь человека предназначена для садханы." (6)

Здесь приводится сводка из идеологии Ананда Марги: Те, кто осознает Его в форме омкары, продвигаются по пути омкары и в конце концов обретают уединение в Пурушоттаме, источнике омкары, ядре всех эманаций. О единичных сущностях, в которых Его божественное выражение проявляется в полной мере, говорят, что они достигли вершины реализации в физической, психической и духовной сферах. В глубине души они понимают, что вся человеческая жизнь - это садхана". (7)

Ананда Вани гласит: "Жизнь – это духовная садхана, и результат этой садханы должен быть возложен на алтарь Всевышнего." (8)

https://anandamargauniversal.blogspot.com/

Заключение

Когда жизнь наполнена разными делами, нам следует знать все способы, необходимые для наполнения дня духовностью. Практика третьего и пятого уроков позволит сфокусировать разум и сгенерировать больше духовной шакти, что улучшит садхану. При необходимости эти уроки можно выполнять после еды. Каждый садхака должен по максимум использовать свое время, чтобы тело и ум были готовы к медитации. Для этого незаменимы помогающие уроки или садханаунга, такие как таттва-дхарана (3-й) и чакра-шодана (5-й).

Намаскар,
в Нем,
Вишну

~ Углубленное изучение ~

Как поддерживать и восстанавливать духовный поток

Некоторые задаются вопросом: как лучше всего восстановить свой духовный поток, если ваш разум где-то плавает. По сути, существует два основных подхода для достижения поставленной задачи.

Допустим, вы применили второй урок, перед те как приступили к определенной работе, а затем под давлением обстоятельств вас отвлекли от этой работы, и вам пришлось заняться другим делом. Тогда следует применить второй урок перед этой промежуточной работой, а затем, когда вы вернетесь к первоначальной работе, следует снова применить Гуру мантру.

Например, ваш сосед приходит к вам домой, и вы применяете Гуру мантру (т.е. второй урок) прежде чем поприветствовать его у двери. Затем, во время беседы, вам следует практиковать полусадхану, то есть мантра джапу - повторение ишта мантры. Затем, если ваш маленький ребенок начинает плакать, и вы оставляете беседу с соседом, чтобы уделить внимание ребенку, то перед помощью ребенку сделайте второй урок. Пока вы помогаете ребенку, выполняйте полусадхану. А когда вы закончите заниматься ребенков и вы будетет готовы вернуться к разговору с соседом, то перед этим снова примените второй урок и выполняйте полусадхану уже во время беседы с соседом.

Вот второй сценарий: Предположим, тот же сосед приходит к вам к двери. Прежде чем открыть дверь и поприветствовать его, вы применяете второй урок. Затем во время общения с соседом ваша полусадхана, т.е. мантра-джапа, течет приятным потоком. Но в какой-то момент беседы этот поток теряется. Мантра-джапа забывается. Что следует делать в этом случае? Следует снова применить второй урок или сразу начать практиковать полусадхану? Ответ - вам следует просто заново начать свою мантра-джапу; нет необходимости повторять второй урок.

Вывод - при смене вида физической активности или при освоении нового вида деятельности необходимо выполнить второй урок. И если человек просто продолжает заниматься тем же самым делом, то ему не нужно применять второй урок каждый раз, когда он теряет свою идеацию. Кроме того, нет необходимости применять второй урок между уроками садханы, потому что разум уже находится в духовном потоке.

Примечание: Всем известно, что аджапа-джапа - это практика первого урока без шуддхи и без синхронизации мантры с дыханием. Таким образом, аджапа-джапа, известная также как мантра-джапа, - это повторение ишта мантры; и если она выполняется в течение дня с открытыми глазами, это будет полусадханой. И Гуру-мантра, брахмавидья, 2-й урок, брахмачарья и мадхувидья - все это одно и то же.

Можно привести показательный пример, чем бхагавад дхарма в АМ отличается от индуизма: в индуизме женщинам запрещено совершать пуджу или посещать храм во время месячных, в то время как в АМ всем рекомендуется заниматься джапой (повторением мантр и духовной практикой) в течение всех 24 часов. В АМ дхарма должна практиковаться всегда.

https://anandamargauniversal.blogspot.com/

Список источников

1. 17 May '82
2. Ananda Vacanamrtam -22, Kiirtana – the Panacea for All Afflictions
3. Ananda Marga Ideology and Way of Life - 9, Psychic Assimilation in Psycho-Spiritual Practice
4. Ananda Vacanamrtam - 23, How to Concentrate
5. Subhasita Samgraha-1, Bhaktitattva
6. Чарьячарья - 2, Садхана, пункт #4
7. Ananda Marga Ideology and Way of Life - 6, Microcosm and Macrocosm
8. Ананда Вани #12

- Здесь вы можете прочитать оригинальный пост на английском: ссылка на пост

Here is a link to the original English posting: Sádhanáuṋga & sadhana


- Here is a link to more postings in Russian

SUBJECTS TOPICS